Эмоциональное выгорание вожатого. Как помочь себе?


Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на длительный стресс.

Признаки эмоционального выгорания: усталость, физическое утомление, истощение; уменьшенный или увеличенный вес; недостаточный сон, бессонница, плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям), раздражительность; нет радости от проделанной работы; неприязнь к работе с детьми; снижение интереса к новому и свежим идеям; ощущение отсутствия поддержки со стороны коллег, недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие и усталость и т.д.

Профилактика эмоционального выгорания

Упражнение «Руки»

У вас идет конец дня. В комнате тишина, и вы можете несколько минут уделить себе. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, — вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так минуты 1,5—2, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по комнате.

Упражнение «Голова»

Вожатый вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на детей: в чем-то их сдерживать, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление ситуацией вызывает у вожатого «стресс руководства» и, как следствие этого, перенапряжение, различные физические недомогания. Одной из наиболее частых в среде вожатых является жалоба на головные боли, тяжесть в затылочной области головы. Предлагаем вам упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Упражнение «Марья Ивановна»

Выполняется индивидуально в течение 10—15 минут. Представьте себе ситуацию неприятного разговора, например, со старшим вожатым, условно названным Марьей Ивановной. Последняя позволила себе довольно неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день, по дороге домой вы ещё раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлёстывает вас. Это вредно: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обидчицу, но не удается.

Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркивать Марью Ивановну из своей памяти, попытайтесь максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марьи Ивановны. Подражайте её походке, манере себя вести, проиграйте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы сможете почувствовать облегчение внутреннего напряжения и изменение своего отношения к конфликту, к Марьи Ивановне, увидите в ней много позитивного, того, что не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марьи Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя уже на другой день. Марья Ивановна с удивлением почувствует, то вы не несете в себе внутреннего негативного состояния, доброжелательны и спокойны, и сама, в свою очередь, станет стремиться к улаживанию конфликта.

Способы саморегуляции

  1. Регулярный отдых, баланс «работа -досуг».
  2. Регулярные физические упражнения.  
  3. Сон.
  4. Смех, улыбка, юмор.
  5. Размышления о хорошем, приятном.
  6. Создание, поддержание «здорового рабочего окружения», когда планируется очередность, срочность выполнения дел.
  7. Делегирование ответственности.
  8. Умение говорить «нет».
  9. Наличие хобби.  Интересы вне работы позволяют снять напряжение, возникающее на работе.
  10.  Управление временем.
  11. Осознанное дыхание. Управление дыханием.
Источник: ГБУ АО "Центр Надежда"